Как нечестный работодатель подтолкнул меня к открытию своего дела и выручке в миллиард рублей

23 декабря 2022Константин Кириллов

Привет! Меня зовут Константин Кириллов, я основатель и руководитель компании «Элодика». Мы занимаемся поставками и производством компонентов микроэлектроники. В этом году мой бизнес вырос в несколько раз, и его оборот за десять месяцев составил больше миллиарда рублей. Расскажу, как у меня получилось выстроить такой бизнес в 27 лет.

Вместо визитки

Моя компания «Элодика» поставляет на российский рынок компоненты для микроэлектроники. Они используются не только в компьютерах или другой сложной технике: практически во всех приборах, которые работают от электричества. Большинство компонентов на российском рынке – импортные. Мы ввозим их в Россию и продаём тем производствам, которые в них нуждаются.

Самый востребованный товар в этой сфере – микросхемы, транзисторы и микрочипы. Они приносят нам основную долю выручки. Заказчики – самые различные компании: от небольших производств до гигантов рынка. В основном это телекоммуникационные и IT-компании, производители электроники, предприятия машиностроения. Среди клиентов много крупных госструктур: Ростех, Росэлектроника, Роскосмос и другие.

Всего у нас закупают компоненты более 700 компаний. Один из заказчиков – «Яндекс». В частности, на чипах от нас работают роботы-доставщики.

Опыт в чужом бизнесе

В сфере торговли микроэлектроникой я уже почти 10 лет. Когда мне было 18, устроился «по знакомству» в крупную торговую компанию. Там я работал сначала на складе, потом в бухгалтерии и позже – продажах. Довольно быстро возглавил отдел продаж.

К тому времени компания уже разваливалась из-за неправильного управления. Я предложил собственнику решение проблемы. Оно было, может, и не самым лучшим, но позволило спасти хотя бы часть бизнеса. Не сказать, чтобы я нашёл гениальную идею, которую больше никто не увидел. Просто изо дня в день общался с менеджерами и управленцами «высшего звена», слушал их, делал выводы. И на базе их опыта я обнаружил пути решения проблемы.

Собственник последовал моим рекомендациям. Компания постепенно начала оживать и расти. Но тут возникли новые проблемы. Руководство компании стало «кидать» клиентов на деньги, просто не поставляя оплаченный товар. Я понял, что нужно уходить. На мне были завязаны продажи, и для клиентов виноватым буду именно я.

«Точкой невозврата» стал момент, когда один из топ-менеджеров решил «кинуть» компанию, с собственником которой я дружил. Тогда я отгрузил им товар «под свою ответственность», после чего попрощался и ушел.

Своё дело по просьбам клиентов

Какое-то время я вообще не понимал, что делать. Всё, что у меня было после четырёх лет работы в найме – это долги и кредиты. И тут мне позвонил тот самый клиент, которому я доставил товар вопреки указаниям руководства. Он спросил, как у меня дела, я рассказал свою историю: «С работы ушёл, чем дальше заниматься – пока непонятно». Он заметил: «Ты помог нам тогда, я тебе помогу сейчас. Ты же разбираешься в закупках? Вот тебе список товаров: всё, что сможешь привезти – вези».

Так я получил первый контракт. Он был долгий, но денежный: примерно на 10-11 млн рублей. Все товары из этого списка я нашёл и привёз. Не без косяков, конечно, но контракт был исполнен. С этого всё и началось.

Параллельно звонили другие бывшие клиенты, спрашивали, почему я ушел из компании. Все они говорили, по сути, одно и то же: «Мы хотим работать с тобой, открывай своё дело, ты же всё знаешь».

Я основал компанию «Элодика», нанял первых менеджеров. На тот момент мне было 22 года. У нас на пятерых был один стул и три компьютера. Мы сидели на полу, компьютеры занимали по очереди, работали в основном через смартфоны. После выполнения первых контрактов появилась мебель.

Дорога к первому миллиарду

Не сказать, чтобы нам пришлось тратить много сил на поиск заказчиков. Они выходили на меня сами. На прошлом месте я старался качественно работать со всеми клиентами, поддерживать с ними дружеские отношения – это и помогло мне в собственном бизнесе.

Эти компании – несколько десятков – стали сотрудничать с «Элодикой». Они не просто закидывали нас заявками – готовы были даже делать предоплаты. Их не останавливало, что мы – совсем новая компания.

Заказчиков становилось всё больше – бизнес начал расширяться. Рос объём закупок и продаж, увеличивался штат. Так мы за пять лет стали крупным российским поставщиком компонентов для микроэлектроники.

2019 год мы закончили с оборотом 18 млн. рублей. После чего удваивали выручку каждый год. В 2021 году она составила 98 млн. рублей. Но в 2022 году наши обороты выросли более чем в 10 раз. Уже к октябрю мы перешагнули рубеж в 1 миллиард рублей.

Наши сила — в поставщиках и честности

Поставщиков на российском рынке микроэлектроники достаточно много. Наше преимущество – выстроенная за пять лет система поставок и логистики. Это позволяет нам максимально оперативно привозить грузы. В нынешней ситуации просто доставить товар – это уже неплохо, но мы способны делать это намного быстрее других.

Все пять лет мы не прекращали поиск поставщиков. Усиливали не только продажи, но и закупки. И постепенно пришли к тому, что теперь с нами очень сложно конкурировать по цене. В России мало кто на это способен. Возможно, мы вышли на поставщиков, которые на нашем рынке больше ни у кого не представлены.

Очень важный фактор – личное доверие. Практически все мои клиенты говорят, что доверяют мне чуть ли не с первой встречи. Это можно списать на магию, но причина всё-таки в другом. Я работаю честно, не пытаюсь никого обмануть, говорю кратко и по делу. Люди видят это и начинают мне доверять.

Время поиска и проб

В марте 2022 году рынок поставок микроэлектроники резко изменился. Привычные логистические каналы оказались разрушены. В итоге выходом из положения стал «параллельный импорт». Здесь нам очень помогла налаженная система закупок и отработанная цепочка поставок. За счет этого мы выигрываем на рынке и «в новых условиях».

Наша работа помогает множеству российских предприятий не встать на паузу из-за нехватки комплектующих в этой непростой ситуации. До 2022 года мы занимались поставками как аналогов, так и известных брендов, от крупных азиатских поставщиков и больших складов микроэлектроники в Китае. Сейчас ищем новые каналы поставок.

Положение на российском рынке довольно сложное. Под санкции попали не только предприятия, но и некоторые изделия. Например, европейские или американские производители не могут поставлять комплектующие, микросхемы и чипы. Но мы пытаемся найти оптимальный выход в каждой конкретной ситуации. Если возможно – увеличиваем долю российских и китайских компонентов. В остальных случаях ищем варианты и, как правило, находим их.

В прошлом году у нас появилось ещё одно направление бизнеса – контрактное производство. Заказы есть как от небольшого бизнеса, так и от крупных компаний. Партнёры могут выпустить на нашем предприятии нужное изделие под собственной торговой маркой. Это гораздо проще и быстрее, чем производить самостоятельно.

Новости