Погоня за Китаем: как построить технологичное производство в России

10 мая 2023Константин Кириллов

Сложно конкурировать с зарубежными производителями, у которых налажен процесс работы и доступные цены. Однако и для российских предпринимателей есть место в высокотехнологичном производстве. Разберемся, как его найти и с чем придется столкнуться

Правительство разработало госпрограмму, согласно которой к 2030 году российские производители микроэлектроники должны закрывать все потребности отечественных компаний в данной продукции. Представителям малого и среднего бизнеса, которые создают электронные, микроэлектронные и радиоэлектронные изделия, планируют выдавать субсидии. Пока этого нет, насколько реально появление в нашей стране новых высокотехнологичных производств в сфере микроэлектроники?

Проблемы высокотехнологичного производства

Для создания технологичного производства его владельцы должны ответить на несколько ключевых вопросов.

  • Какое оборудование закупить?
  • Какую технологию использовать?
  • Каких специалистов нанять?

На первый взгляд все довольно просто. Но, как обычно, сложности возникают, если перейти к деталям.

Покупка оборудования. В условиях антироссийских санкций это сложная задача: у отечественных производителей существенно сократился выбор деловых партнеров. Кроме того, из-за разрыва логистических цепочек оборудование физически сложно доставить в Россию, даже если найти иностранного поставщика.

Помимо этого, станки для высокотехнологичного производства дорогостоящие, и они предназначены для решения узких задач. То есть не существует одного универсального станка, который в области микроэлектроники производит разные компоненты или детали. В зависимости от специализации компании ей потребуется оборудование для выпуска микросхем, плат, оптоволокна или другой продукции. Выпускать несколько видов микроэлектроники — очень дорогое удовольствие для производителя.

Выбор технологии. Она зависит от продукта, который планируется выпускать. Россия в области микроэлектроники не производит ничего флагманского, здесь мы находимся в позиции догоняющего. По данным Ассоциации разработчиков и производителей электроники, в марте 2022 года доля России на мировом рынке микроэлектроники составляла 0,5%. Для сравнения: доля Тайваня чуть более 20%. Чаще всего отечественные компании на своих производствах повторяют то, что уже существует на мировом рынке.

Главное преимущество отечественного продукта в наше время — гораздо более удобная логистика по сравнению с импортом. Стоит отметить и довольно высокое качество российской продукции. А вот по цене и особенно широте выбора конкурировать с Китаем или Тайванем пока тяжело.

Для налаживания технологических процессов требуются ученые и инженеры, которые способны предложить собственные наработки и идеи. И здесь мы подходим к третьей проблеме.

Поиск кадров. Предприятие не может выпускать продукцию без специалистов. В России наблюдается дефицит кадров в сфере микроэлектроники. Весной прошлого года в разработке и производстве электроники было задействовано около 300 тыс. человек. Из них лишь 2% — специалисты в возрасте до 29 лет. Молодежь неохотно идет в данную отрасль. Обучение специальностям в области микроэлектроники — сложный процесс. Необходим высокий уровень знаний для поступления в вуз, а сами профессии не такие престижные и высокооплачиваемые, как, например, IT-специальности. По данным национального проекта развития радиоэлектронной промышленности в России, лишь 5% выпускников профильных факультетов остаются в профессии.

Начинающие производители вряд ли готовы обучать нужных специалистов и вкладываться в повышение их квалификации. На старте, когда у компании еще мало клиентов и непонятен спрос, сложно предлагать сотрудникам зарплату выше рыночной. А значит, привлекать квалифицированные кадры, переманивая их с других производств, практически невозможно.

Выбор своего пути

Компания, которая хочет выйти на рынок микроэлектроники с собственным продуктом, должна думать не только о производстве. Другие важные вопросы — поиск клиентов и ценообразование. Предлагаемые цены должны быть конкурентными и окупать вложения. При наличии китайских производителей, чей ассортимент превосходит по некоторым позициям российский в десятки раз, конкурировать с ними сложно. Зарубежные партнеры благодаря большим производственным мощностям предлагают более низкие цены.

Отечественным компаниям целесообразно создавать производство для выполнения сторонних заказов: выпускать компоненты в сфере микроэлектроники для других предприятий. В этом случае производство работает с сырьем заказчика, использует предлагаемую технологическую карту или технический процесс, действуя строго по инструкции. Это такое Lego для взрослых, только вместо деталей конструктора — электронные компоненты.

В России, по моим оценкам, более тысячи компаний, которые заказывают микроэлектронику для своих изделий. Отечественные производители не успевают отрабатывать их заказы в нужные сроки. Клиенты многих контрактных производств вынуждены ждать свои заказы больше года. Новые игроки на данном рынке гарантированно будут обеспечены заказами.

Возникающие сложности

Создание производства в сфере микроэлектроники упирается в то, что данная отрасль развивается довольно быстро. Пока предприятие будет с нуля наращивать производственные мощности для выпуска определенной продукции, потребность в ней может уже исчезнуть. Например, кто-то выпустит аналогичный компонент, но на более высокой ступени развития. По данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», в сфере микроэлектроники каждые 15–20 лет появляются новые технологии, полностью меняющие отрасль. Вкладываясь в производство в данной индустрии, его можно банально не окупить.

Частная компания, которая стартует без помощи государства, еще до запуска должна найти заказчиков, выявить их потребность в продукции, придумать решение, закупить оборудование, разработать технологию. Помимо этого, придется решать проблему поиска сырья и думать об окупаемости инвестиций. В собственном производстве два слабых места — поиск заказчиков и скорость реализации проекта. Если есть потенциальные заказчики, готовые выкупать какой-то объем продукции, то имеет смысл вкладываться в запуск производства.

По нашим данным, позволить себе это сейчас могут только крупные игроки рынка или госкорпорации. У небольших компаний шансов мало. Крупные заказчики, которым требуются микрокомпоненты, как правило, делают выбор в пользу китайских партнеров. Они получают более выгодные условия: и по срокам изготовления, и по стоимости.

Новости